Перекрёсток Советского и Кирова

Перекрёсток проспекта Советского и улицы Кирова, весна 1941 года

comments powered by HyperComments
Павел
2011-06-07 11:55:32
Ух ты! А вот это прям круто. И ведь елси бы не заводские трубы вдалеке, совсем непонятно было бы. 60 лет назад..
Максим
2011-06-07 12:52:24
Семьдесят вообще-то )
Владимир
2011-06-07 23:45:51
Терзают смутные сомнения, м.б. это перекрёсток Кирова и Ноградской. Смущает перекрёсток с поворотом. Хотя...
Максим
2011-06-07 23:58:15
Проспект Советский в пятидесятых годах полностью перестраивался. К тому же трамваи в те годы ходили именно по Советскому.
Владимир
2011-06-08 00:08:54
В правом верхнем углу перекрёстка должно уже стоять здание цирка, возможно оно в глубине, хотя в те времена обычно строили ближе к дорогам...
Алла
2011-06-09 00:27:05
Потрясающая фотография! Спасибо Вам и автору, и тем, кто сохранил.
Олег
2011-06-11 21:33:40
Фотография довольно известная. Только вот год у разных источников отличается: от 1940 до 1946. Надеюсь, дата 1941 правильная?
Дима
2011-07-04 20:48:59
Скорее, это 1945, 1946, так как на переднем плане ленд-лизовый willys, а в тылу он мог оказаться ПОСЛЕ окончания войны
Максим
2011-07-05 00:34:11
Теоретически «в тылу» они могли оказаться и во время войны, но, конечно, точно не в 41 году. Замечание ценное, будем искать еще сведения о дате снимка.
Олег
2011-07-05 09:58:50
Снимок может оказаться ещё более поздним: на перекрёстке, перед пешеходами, стоит легковушка, которая очень сильно напоминает "Москвич 400-422" с деревянным кузовом. А эти машины выпускались с 1949 по 1956 г. Учитывая, что от Москвы до Кемерово немалое расстояние, снимок може оказаться в рубрике "50-е годы".
Татьяна
2011-11-03 21:44:35
Если я правильно понимаю, это перекресток, где универсам и справа по ходу будет Горсад... Цирк значительно левее и выше.
Татьяна
2011-11-03 21:45:47
Не права - цирк сильно направо... и через Искитимку слева на горе ;)
андрей-58
2011-11-21 00:34:55
Да, не ранее 50-го года.
андрей-58
2011-11-21 00:44:04
И ещё, на снимке трамвай КТМ-1/КТП-1, в Усть-Катаве их начали делать в декабре 1947-го года, предназначены были для парков со слабой рембазой и плохой путевой сетью, а сколько таких городов тогда было?
Вера Витальевна
2011-11-27 00:27:47
Через Искитимку - это уже через 25 лет, здесь речь о деревянном цирке, а не о том, что вам известен.
Вера Витальевна
2011-11-27 23:23:50
Фото явно послевоенное, но под большим сомнением у меня - перекресток каких улиц? Тут машины на снимке не дают разгадки. Они не о чем. А смущает многое. Когда выясню определенные факты, то напишу. Хотя официальная версия ул. Советская и ул.Кирова. Пока не верю и тому есть причины.
Кравчук
2011-11-27 23:56:05
Меня вот тоже место смущает. Вдалеке кажется могу различить Дворец труда. но с другой стороны справа снимка должен быть цирк - но он в кадр не попадает а только ряд хилых деревцев .
reactor
2012-06-27 18:50:54
Первые вагоны КТМ-1 пришли в Кемерово в 1949 году. Это они.
Вера Витальевна
2012-07-29 01:57:33
Давно уже размышляю над этим фото. По многим причинам прихожу к выводу, что это перекресток ныне проспектов Советского и Кузнецкого. Если интересно могу проанализировать детельно, прибегая ко многим фактам из истории города.
Владимир
2012-07-29 11:04:10
Ещё раз на эту тему... Задний план явно не подходит для пер. Советского и Кирова...
Олег-1
2012-07-30 10:30:40
Советский - Кузнецкий...хм... Очень даже может быть. Тогда вдалеке чуть справа от центра действительно Дворец труда, как заметил тов. Кравчук. С этого перекрёстка он действительно должен быть виден примерно в этом ракурсе. Трамвайные пути сбоку от улицы - они что сейчас, что тогда так проходили. "Ряд хилых деревцев" тоже на своём месте - перед цирком их никогда не было. Не совсем понятно откуда сделан снимок. Здание "Кузбассэнерго" было построено в 50-х, поэтому или снимок сделан в те годы, или стояла на этом месте какая-то конструкция, с которой сфотографировали. Кстати, что за "рога" мы видим в правой части кадра на уровне глаз и ниже?
Кравчук
2012-07-30 11:16:10
С другой стороны - ныне между "Яцентром" и следующим зданием стоит какое то сооружение явно 30-х годов- красное такое с башней - полагаю что то по типу хозяйственной трамвайной постройки
Кравчук
2012-07-30 11:16:34
Это к тому что на этом снимке я разглядеть не могу это сооружение
Олег-1
2012-07-30 11:32:15
А почему здание должно быть именно постройки 30-х, не 50-х?
Кравчук
2012-07-30 11:48:08
По формальным признакам) Понятно что всякое бывает, но в 50-е совсем по другому строили
Кравчук
2012-07-30 11:49:07
С другой стороны снимок хренового качества и там вполне может затерятс это сооружение
Вера Витальевна
2012-08-02 03:29:32
Вы правы, если снимок сделан с высоты "Лакомки", то здание Дворца Труда" мы не разглядели бы, фотоаппараты той эпохи такую даль-дальную не брали...А вот с высоты Кузбассэнерго будет приемлемо. Управление Кузбассэнерго начало строится ранее "Лакомки", в конце 40-х и строилось дольше."Рога", что видны с правой стороны снимка, это какое-то стальное крепление. Когда я работала в клубе ГРЭС, у нас был музей: там все по энергетике и старые фото....Вспомните, много лет, с угла над главным входом висела эта "ерь"...Они все иллюминацию каку-то хотели создать.Да и было по-моему. Учитывая тот смок, что в те времена висел над городом, никакой бы Дворец Труда не увидали.... Далее,1-й трамвай был пущен 3 мая 1940г. протяж. линии была 3км 303м. Ходил он от старой проходной КХЗ по ул.Советской. Известный всем факт. Где этот километраж заканчивается? На Кузнецком! Там где Центр "Я". Именно там стояла 1-я диспечерская (старое здание долго стояло на территории КЭМЗ).
Вера Витальевна
2012-08-02 03:48:44
Старая диспечерская и сейчас в районе "Яколки". А вот "обшарпанная" остановка на снимке, стояла очень долго, даже когда вот эти все дома снесли и долгое время там была землянная утоптанная площадь. Территория еще не принадлежала КЭМЗ. В году 66-67, на этой площаде расположился передвижной зоопарк. Клетки с животными стояли по всему периметру, а в центре площади под стеклянным кубом лежал сонный удав. Доезжали на трамвае, именно до этой остановки. Вспомните, кто-нибудь помнит такую остановку около Книжного, напротив цирка? Нет, потому как ее не было там никогда. На днях об этом спросила у своих подруг, которым под 80 лет. Все ответили, что эта остановка была именно на Ленина (Кузнецком). Кирпичная остановка, брусчатка,- это все было именно там. Кстати, в 2006 году, когда ремонтировали отрезок дороги от Кузбассэнерго до моста, стороители обнаружили эту брусчатку. Пока мы от музея ехали ее забрать (пласт небольшой), они ее выкинули.
Вера Витальевна
2012-08-02 04:02:45
И последнее. Меня в самом начале, смутило то, как проложена трамвайная линия. С каким-то изломом в сторону....Рельсы, обычно ведут прямо, если улица прямая. Причины нет для такой стыковки. Отсюда вывод: это стыковка трамвайного пути, когда дорогу стали удлиннять до того места где Главпочтамт. Ни у кого не вижу фото остановки у строящегося Драмтеатра, где на снимке бочка с пивом, а на деревянном столбе прикреплено на фанере "5 км".
Вера Витальевна
2012-08-02 04:10:04
Вспомнила...В 1949г. было сдано в эксплуатацию здание Кузбассэнерго. В 1952строится жилой дом№24 и в 1954г. клуб ГРЭС.
Кравчук
2012-08-02 08:38:06
Вера Витальевна это блестящий разбор - полагаю так и есть. А не подскажите где сейчас старая диспетчерская стоит? И еще всегда хотел выяснить где находилось или находится ( что очень врдяли) здание Кемеровокомбинатстроя - есть несколько фото этого конструктивисткого здания
андрей-58
2012-08-02 22:09:05
"Рога" , которые мы видим на правой стороне фотографии могут быть началом монтажа или , наоборот разборки, узла анкерной или полуанкерой деревянной опоры воздушной линии связи и (или) радиовещания. Узел этот именуется "кабельная площадка".Если интересно - могу рисунки из Руководства выложить. Таким образом , можно предположить , что съёмка велась с опоры. Я только предполагаю!!! И - вопрос. Что это за башня с маленьким кубиком сверху в центре снимка? Если то красное двухэтажное здание , что сохранилось бод боком "Я" старая диспетчерская , если к моменту съёмки оно существовало, то затеряться на фото оно никак не могло.
андрей-58
2012-08-02 22:20:11
Уважаемая Вера Витальевна! Вы ,наверное, должны помнить известную фотографию 30-х годов , на которой сфотографирована площадь старого вокзала с высоты , водокачка, площадь пыльная... Так вот , от "ЛАКОМКИ" до Дворца труда по прямой 1км100м. А на фото привокзальной площади виден железнодорожный мост, до него больше 2км500м. Так что Дворец труда с "Лакомки" сфотографировать- вполне реально. И вопрос - что за башня в центре снимка , с маленькой надстроечкой наверху? Заранее спасибо.
Вера Витальевна
2012-08-06 00:36:28
Каким способом измерили ПО ПРЯМОЙ от "Лакомки" до Дворца - 1км 100м и от старового вокзала до железнодорожного моста 2 км 500м???????? Ж/д мост прекрасно виден и с Кузнецкого моста, учитывая ландшафт. Мост правым руковом выходит на Березовую рощу,(центр Кировского),на левом берегу - за заводские площади Химпрома. Это не 2,5км. По карте сравните расстояние, указанное Вами.
Вера Витальевна
2012-08-06 00:41:41
Эти "РОГА", на преднем плане я предположительно сегодня нашла на фото КУЗБАССЭНЕРГО в фотографиях Валерия Непомнящего. Зайдите, на его сайт, есть несколько интересных фото,в большинстве же знакомые,-но время не потеряете, многое вызовет интерес. Там и "рога" увидете на Кузбассэнерго.
Вера Витальевна
2012-08-06 00:46:24
Это башня с маленьким кубиком, старая "пожарка", при всех заводах свои пожарные подразделения были по ТБ.
андрей-58
2012-08-06 01:22:52
Вера Витальевна! По карте Кемерово и измерял. А до Жд моста , каюсь , "на глазок" прикинул , надо было листы карты сводить , поленился. Там , видимо поболее будет 2,5 км.
андрей-58
2012-08-06 01:27:00
Вера Витальевна ! А где эта пожарка была?
Вера Витальевна
2012-08-06 01:28:35
И еще одно примечание, обратите внимание на дом, который закрывает остановка.Я видала пару фотографий этого дома и раньше. Отличные снимки.Там еще вывеска какая-то.Догадываюсь, что за вывеска. Похоже, что фотограф, фотографировал именно этот дом. Там же при доме была его фотомастерская. В нашем городе в это время трудился на своем поприще фотограф Бывшев.Это, друзья, не самоучка Мельников...Бывшев ученик самого Моисея Соломоновича Наппельбаума.Сдается, что многие снимки, дошедшие до нас, были сделаны именно этим мастером. Мало известно об этом человеке, но скудная информация все же имеется. Его дом стоял на улице Советской, где именно, - сведения противоречивые, но как выяснила я, - то это как раз там, где сейчас центр "Я". Есть у меня еще кое-какая интересная информация о нем....Но это будет уже другая тема. Так что, ребята, фотограф мог фотографировать именно свой дом с высоты "птичьего" полета.
Вера Витальевна
2012-08-06 01:32:53
На территории КЭМЗ, со стороны ул.Карболитовской.
Вера Витальевна
2012-08-06 01:36:21
Андрей, последний мой комент прочти. Если бы фотографу надо было бы зафиксировать в ракурсе и перекресток и Дворец,- он бы это сделал четче...По ходу у него другая цель была.
Вера Витальевна
2012-08-06 02:40:53
Друзья, извиняюсь за дезоинформацию. Дом-то Бывшева Спиридона Семеновича, но фотограф не он!!!!! Он умер в 1937 по болезни.....
андрей-58
2012-08-06 10:44:28
Уважаемая Вера Витальевна ! О "рогах"- те , что на фото из коллекции В.Непомнящего , предназначены были для агитационных целей , и представляли из себя совершенно иную конструкцию. Прошу прощения - пожарка со стороны Карболитовской , или со стороны Кузнецкого, её потом при строительстве автостоянки снесли? Если со стороны Карболитовской , то там Дворец труда совсем рядышком и должен быть отчётливее виден. А автор фотографий известен , по крайней мере в КОКМ автором фото назывался Пётр Павлович Костюков , бывший когда-то фотокором "КУЗБАССА" , а потом долго работавшим в музее.
Олег-1
2012-08-06 15:08:48
Посмотрел фото из колл. Непомнящего и опять возникли сомнения... Во-первых, "рогов" на Кузбасэнерго не увидел: там есть на крыше какая-то конструкция для крепления букв, но явно не в том виде, как здесь, на фото. Во-вторых: есть у Непомнящего фотография от ЦУМа вдоль ул. Ноградской, где в конце улицы видна башня - сам Непомнящий указал её как "башня КЭМЗа". Так вот, эта башня ОЧЕНЬ сильно похожа на башню, которую мы видим здесь, чуть правее от центра снимка - с маленьким кубиком на крыше. И труба на фото у Непомнящего имеется справа от этой башни, сравните, кому интересно. Тогда, если это дейстительно "башня КЭМЗа", "наш" перекрёсток - это "Кирова - Советский".
Кравчук
2012-08-06 15:25:22
А где взглянуть на обсуждаемые фото Непомнящего?
андрей-58
2012-08-06 15:56:17
"МОЙ МИР" ,- ВАЛЕРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ -АЛЬБОМЫ (или все фото?) И многие фото выложены на "ОДНОКЛАССНИКИ" группа "СТАРЫЙ КЕМЕРОВО" , Альбомы.
андрей-58
2012-08-06 15:57:50
Вот -вот , именно поэтому я и пытался выяснить побольше об этой башне.
Кравчук
2012-08-06 16:16:38
не нашел там к соажелнию фото которое обсуждают выше
Кравчук
2012-08-06 16:53:00
Посмотрел фото Непомнящего - это совершенно однозначно одна и та же башня - но на основании такого разрешения трудно судить о ее местоположении - ближе она или дальше от пересечения кузнецкого и советского
Кравчук
2012-08-06 17:01:01
Есть еще такая информация что первый светофор в кемерово был установлен на пересечении Кирова и советского в 1954 году- здесь его не видно - следовательно если мы берем за отправную точку версию что это Кирова-советский- то хронологический промежуток - 1950-1954. Тепер ьдостаточно узнать в каком году были построенны дома по левой стороне советского - дом 43 и дальше и можно точно говорить о дате и месте. Встречал данные что здание с лакомкой 47 года постройки а угловой дом Советский 43 - 1952 года ( по крайней мере дом напротив с Универсамом 1952 года постройки - универсам открылся в феврале 1953 года) Так что либо это 1950 -51 года либо другое место
Олег-1
2012-08-06 17:40:26
На сайте АКО есть список зданий-памятников объектов культурного наследия. Так вот, там нет конкретного года постройки домов на перекрёстке Кирова-Советский, хотя казалось бы, "государственная историко-культурная экспертиза" должна была бы точно установить год постройки конкретного дома, если это возможно. А даты там стоят примерные: дом с "Книжным миром" (аптекой) и дом с универсамом - постройка середины 50-х. Дом с "Лакомкой" (по карте 34/22)- конец 40-х. С крыши этого дома, и могла быть сделана данная фотография, если не принимать во внимание "рогообразные" конструкции.
Кравчук
2012-08-06 18:13:53
На доме с универсамом табличка где написанно что архитектор Нещадимов построил его в 52 году
Вера Витальевна
2012-08-06 20:13:46
В июне 1952 г. дом был был сдан и народ заселился, как полагается. "Лакомка" была заселена на 2 года раньше. От площади Советов вверх по улице, сначала застраивалась четная сторона, позже застройка домов пошла но нечетной. Это видно и на некоторых фото (их полно имеется). Самый первый в 1946г. 3-х этажный на ул.Советской был сдан для работников Главпочты, само головное здание строилось, арх. МОИСЕЕНКО ЛЕОНИД КАСЬЯНОВИЧ, именно ему мы обязаны удобной застройкой города, хотя первый Генплан появился только в 1972году. Он тогда был Директором Горпроэкта.
Вера Витальевна
2012-08-06 20:25:07
Повторюсь, за остановкой дом фотографа Бывшева С.С. с табличкой на фасаде. Сведения, где стоял дом у народа противоречивые ( их немного): одни говорят, что ближе к перекрестку Советский - Кузбасская, дом снесли "Уют" построили, другие утверждают ближе к перекрестку Советский - Ленина, ближе к КЭМЗу.....Но про Кирова никто не говорил......
Кравчук
2012-08-06 20:38:50
Любопытная информация- а не подскажите что за дом трехэтажный на советском? Там вроде минимум 4этажа
Кравчук
2012-08-06 20:58:33
Да а почему это не может быть пересечение кузбасской и советского - там как раз застройка велась позже
Кравчук
2012-08-06 21:01:35
Если взять во внимание версию пересечеие Советского и Кузбасская то и башня сходится и характер застройки еще не тронутый сносами
андрей-58
2012-08-06 21:21:11
Вот если принять за истину , что дом фотографа находился на месте "УЮТА" , то тогда всё правильно. И "Пожарка" на месте-на месте теперешней стоянки возле "Я",и старую диспетчерскую мы не увидим , её закроют дома.Возможная точка съёмки в этом случае на месте дома №28 по Советскому. Могу предоставить раскладку на карте Кемерово. На оригиналах этих фотографий в КОКМ, атрибуция- фото П.П.Костюков , 1948г. Но т. к. известно , что трамваи типа КТМ-1 пришли в Кемерово в 1949г. , значит не ранее этого года. По съёмке с крыши есть вопросы - дома там 4-5 этажные. Высота потолка в "сталинке" 3.50м. Т.е. высота края крыши 4-х этажки примерно 17 метров(это как минимум).Высота стандартного столба , которые мы видим на снимке -5м. Будут ли эти столбы с высоты крыши так смотреться?
Кравчук
2012-08-06 21:24:18
У домов есть еще и балконы) - может быть еще и в процессе строительства дом. По левому краю тогда вполне могут быть здания кемеровохлеба
андрей-58
2012-08-06 21:30:10
Согласен!
Олег-1
2012-08-07 01:33:41
Про высоту 3,50 м. в "сталинке" - это перебор, 3,30 ближе к правде. Но это так, мелочи...
андрей-58
2012-08-07 09:43:36
Может быть. Давно я в подобном доме жил , подзабылось...
Олег-1
2012-08-07 21:12:35
Есть ещё одна фотка этого места, там левая сторона больше захватывается, может быть она даст какие-нибудь зацепки. Попросил админа её выложить.
Вера Витальевна
2012-08-08 18:15:44
Советский 28, с 1952-53 года, на перекрестке с Кузбасской никогда не было остановки. 1-й кирпичный дом на Советском с адресом Орджоникидзе №6. Затем магазин "Дельфин". 1- крупнопанельный по ул Коломейцева, (бывшая Барнаульская), 1-й блочный дом на Южном около ДК "Заря".
Кравчук
2012-08-08 19:25:31
Значит на фото действительно пересечение Кирова и советского в году этак 50-51 - сразу перед сносом всего добра. Кстате по моим данным дом орджоникидзе 6 1939-40 года постройки.
Вера Витальевна
2012-08-23 08:22:13
Орджоникидзе 6 и есть первый кирпичный дом по ул.Советской (до революции Никольская, по названию церкви Св. Николая Мерликийского - Николы Чудотворца)
Вера Витальевна
2012-08-23 08:26:16
А вообще-то, мужики, с перекрестком убидели: пересечение Советской и Кирова (Банковской). Только вот дом Бывшего, на месте не "Уюта", как мне сказала одна "музейщица", а на месте Книжного.
Владимир
2012-08-23 19:50:21
Вроде..., почти все улики "за". Но доля сомнения осталась. Спасибо...
Оксана
2012-10-24 11:46:52
Я помню наш город, из детства, без рекламных оъектов, без "молодежи" с пивными бутылками в руках. Без алкашей, и оттаивающих весной шприцов. А ведь это было не так уж и давно...
Татьяна
2014-12-04 22:09:54
Первый генплан появился в 1936 году,а это 1946 год Советский -Кирова.А когда убрали линию с Ленинградской и Проложили по Дзержинского,то и изгиб исчез.